Весь "карантинный сезон" работники и волонтёры центра помощи "Дом Друзей" были завалены работой. Вопрос самоизоляции для их подопечных стоял острее некуда - где прикажете "изолироваться" бездомным? Как жить одиноким старикам, когда нельзя выйти из дома ни в магазин, ни в аптеку под страхом штрафа?
Команда Дома Друзей совершила невероятное - в короткий срок создала социальное общежитие, в котором смогли найти приют как бездомные с улиц Москвы, так и люди, приезжие, кто потерял место в хостеле (да, гостиницы и хостелы столицы тоже позакрывались, оставив жильцов буквально на улице).
Зашла поутру в маленький магазин, там тихо. Пустынно. Пара покупателей, один выбирает товар, я уже стою у кассы самообслуживания. Продавщица стоит ко мне спиной и что-то перебирает на полках.
Открывается дверь и входит дама лет 85-ти.
Видно что готовилась к выходу в свет: выглаженный плащик, яркий шарфик на шее, подкрашенные губы в тон шарфика. На голове - кокетливо сдвинутый на бок берет. И белоснежные кудри, поддерживающие берет в нужных градусах наклона.
Вошла, остановилась рядом с кассой и хорошо поставленным голосом сказала: «Милочка, есть ли у вас слабосоленая семга?».
- Да, - не оборачиваясь, ответила девушка.
- Это прекрасно, а то думала заговор вокруг. Принесите мне кусочек, пожалуйста.
Девушка поворачивается к покупательнице и теряет дар речи. Резко дергается назад, с полки за ее спиной что-то начинает сыпаться.
Дама ждет. Ничего не происходит.
- Милочка, что с вами? Я по поводу семги слабосоленой.
- Нету, - активно замахала головой девушка.
- Как нет? Обычно всегда бывает и вы только что говорили что есть.
- Кончилась. – девушка вжимается в стеллаж.
- А когда будет?
- Не знаю, нам не говорят.
- Ну вот странно, я уже в третий ваш магазин захожу, и все говорят что нет семги, - сокрушается дама, но в ее глазах я замечаю лукавую искорку. Даже кудри кажутся уже не украшением, а оружием. – Может вы ошибаетесь? И я сама пройду по вашему магазину и посмотрю в дальнем холодильнике, слева на третьей полке? А я сейчас пойду, а на мне нет ни маски, ни перчаток, и лет мне много…
Девушка не двигается. Она парализована.
Из дальнего отдела приходит юноша продавец и приносит семгу в вакуумной упаковке. Пожалуйста, говорит он, кушайте на здоровье! И приходите еще.
В глазах девушки плескался ужас. И, к сожалению, я это вижу все чаще.
Жесткая изоляция людей старше 65 лет привела к тому, что больше стали опасаться за свое здоровье не они сами, а молодежь. Но не за стариков, а за себя. Многим кажется, что именно пожилые люди разносят ковид во все места, где появляются, ведь не даром же власти их требуют изолировать и даже еду через дверь просовывать.
Психоз - вот что мы имеем с таким отношением. Сидение дома у телевизора, где исключительно ломающие мозг передачи, гиподинамия, отсутствие привычного общения во время походов в магазин за любимым хлебушком или в аптеку со списком нужных лекарств, посиделок на лавочке под теплым солнышком – это явное ухудшение качества жизни.
Мы реально становимся параноиками. И все начинают бояться всех. И потому начинается выискивание «нулевого» больного. И вирус в регионах начинают называть «московским» и винить понаехавших. А само слово «зараженный»? Дико негативный оттенок, сильно действующий на нервы людей. Зараженный, прокаженный, исключенный… мрак, в общем.
И что с этим делать? Прежде всего, не паниковать. Не надо лезть обниматься или заглядывать всем в глаза в 10 см от оных, но и не надо шарахаться от себе подобных.
Маски на лице, мытье рук, минимум контактов – меры безопасности всеми специалистами уже разъяснены. Уменьшать угрозу заболевания тоже не стоит. Лучше не попадать в инфекционку, чтобы своими глазами убедиться, что болезнь таки есть. И она тяжелая.
Будьте здоровы! И душевно, и телесно!